Дети-изгои: психологическая работа с проблемой ... | |
Как делать уроки...
I этап. Создание мотивации и принятие правил.
Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки. И правда – зачем?
- Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности. В школе чаще идет фронтальная работа учителя с классом, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная потребует от ученика умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки соответствующих навыков не обойтись.
- Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения материала. Ведь то, что мы усвоили на уроке, требует, чтобы включились механизмы кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на более длительный срок, необходимо дополнительное повторение его дома.
Также необходимо научить, как организовать рабочее место, во сколько лучше сесть заниматься.
Главное на этом этапе – выработать алгоритм выполнения домашних заданий. Чем подробнее мы с ребенком отработаем технологию на первом этапе, тем успешнее будет результат. Важно: введение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху – надо совместно с ним проиграть каждый шаг.
Вопросы, которые целесообразно обсудить с ребенком:
- Время приготовления уроков: когда он будет начинать работу и как узнает (если не умеет пользоваться часами) о том, что пришло время делать уроки.
- Место, где он делает уроки.
- С чего начать и чем закончить. То есть вот сел ребенок за стол – а дальше? С каких заданий надо начать выполнение домашней работы? Как узнать, все он сделал или нет по этому предмету? Надо ли пользоваться черновиком? Как оформить работу? Как сделать проверку?
- Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, есть, играть, бегать во время приготовления уроков и т. д.
II этап. «Мы вместе».
На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.
III этап. «Я сам + мы вместе».
Дайте ребенку возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. А вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.
IV этап. «Сам + я рядом».
Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Все, что от вас требуется на этом этапе – своим присутствием помочь ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.
V этап. «Я сам и немножко взрослый».
Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания.
Важно:
Работая с ребенком, необходимо придерживаться позиции, что главное – не сделать за него домашнее задание, а помочь разобраться в непонятном материале и организовать процесс. После того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы он мог отработать организационный навык.
Источник: http://www.za-partoi.ru
Физиологическая адаптация первоклассника к школе
Режим дня
Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. Например, найти знакомую пенсионерку, которая за 50-70 рублей в час согласится обихаживать ваше чадо, достаточно несложно.
С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.
Но если родители не хотят быть готовыми к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным, что тогда? Тогда все просто, настолько просто и давно всем известно, что даже и напоминать-то неловко. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. А как же уроки физкультуры, разве их мало? Да, физкультура - дело неплохое. Но двух уроков в неделю мало, катастрофически мало, и проблемы они не решают. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей.Пара слов о зрении
Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки.
Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение. Почаще спрашивайте чадо, удобно ли ему сидеть за партой, все ли видно на доске. Очень и очень часто маленькие школьники, не видя написанного на доске, молчат, стесняясь признаться в этом учительнице. Так что это наше дело, дорогие родители - следить за здоровьем ребенка, за комфортностью пребывания его в школе - даже в мелочах! Вернее сказать, мелочей в первом классе нет. Все работает либо на здоровье, либо на болезнь.
Психологическая адаптация к школе
Даже у самых послушных детей в период адаптации к школе могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось.
Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом. На самом деле такое поведение ребенка - это реакция на стресс, связанный с поступлением первоклассника в школу.
Что могут сделать родители, чтобы облегчить адаптацию первоклассника к школе? Детские психологи А. Гиппиус и С. Магид дают следующие полезные рекомендации:
- "Не будем раздражаться сами, ставить каждое лыко в строку. Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз, поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: " У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?" Отвечает она: "Да старая я очень - немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька". Давайте и мы так попробуем!
Первоклассник. Советы врачей – коротко о главном
По данным медиков:
- хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза.
- самые распространенные заболевания, от которых страдает не менее 50% школьников: желудочно-кишечные, а также патологии зрения.
- более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников — нарушения осанки.
- каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% — недугам сердечно-сосудистой и нервной систем.
- вполне здоровыми считаются лишь 5% школьников.
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг
Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
продолжительность непрерывного чтения не должна:
- в 6 лет превышать 8 минут,
- в 7-8 лет - 10 минут.
оптимальная продолжительность непрерывного письма
- 2 минуты 40 секунд в начале урока,
- 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Эффективность учебы распределяется таким образом:
- Первый урок – врабатывание
- Второй урок - пик работоспособности
- Третий урок – начало снижения работоспособности.
- Четвертый урок – минимум
Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.
- Лучшее время для приготовления уроков: 15-16 часов.
- Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
- Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
- Занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу. - Перед сном полезно гулять в течение 20 — 30 минут.
- Спать первоклассник должен не менее 9 часов, им так же показан и дневной сон.
Обязательно нужно делать перерыв и гимнастику для глаз:
- поморгать,
- повращать зрачками,
- посмотреть вдаль.